Литературно-издательский клуб " Дикий Гон "

Воскресенье, 24.11.2024, 22:30
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Ирагорн  
В субботу
ИрагорнДата: Среда, 27.04.2011, 05:04 | Сообщение # 1
Недобитый Оптимист
Группа: Администраторы
Сообщений: 60
Репутация: 4
Статус: Offline

Фильм Александра Миндадзе, в главных ролях Антон Шагин и Светлана Смирнова-
Марцинкевич.

26 апреля 1986-го года — первый день после аварии на Чернобыльской АЭС. Суббота «незнания». Суббота, когда жизнь нельзя отменить, когда девушки надевают выходные туфли на каблуках — потому что суббота — выходной день. События фильма разворачиваются в первые 24 часа с момента аварии. Главный герой картины становится невольным свидетелем катастрофы. Случайно он узнает всю правду о трагедии и оказывается перед моральным выбором: спасти людей или выполнить приказ «сверху» и не сеять панику.

Ролик не показываю, он ужасен.


С кино Александра Миндадзе я лично знаком плохо, из ранних работ видел лишь "Космос как предчувствие" - фильм запомнился тем, что был не такой, как все. Хотя и немного унылым и затянутым.

В этой рецензии... Хотя какая к чёрту рецензия? Рецензии пишут профессиональные критики и опытные чтецы, выработавшие собственное несгибаемое мнение и обладающие настоящим инструментарием для анализа. Я не такой, и слава богу, потому что менять мир и меняться при этом самому интересней, чем сидеть в сторонке и сухо комментировать происходящее.
Так что тут я поговорю о кино, даже не о самом кино, о нём сказано сегодня немало, а о своих ощущениях во время просмотра. Вероятно, о чём-то я сказать забуду, возможно о чём-то намеренно умолчу и уж совершенно точно, что что-то я просто не увижу и не пойму.
Надеюсь, мне поможет кто-то ещё - хотя сомневаюсь, что их будет много.

Всем известно, этой ночью "В субботу" транслировали и обсуждали в программе А. Гордона "Закрытый Показ" на Первом. Я, например, только "вернулся" (кухня недалеко) с просмотра и, в целом, остался исключительно рад наполовину убитому сну: раньше мне приходилось сомневаться в смысле подобного рода передач, но теперь польза от них очевидна. Есть такое кино ("В субботу", как не трудно догадаться, к тому и относится), которое просто-напросто тяжело смотреть. Как тяжело, например, читать Достоевского ("Братьев Карамазов" лично не осилил: понял, что если прочту ещё хотя бы 50-60 страниц, возненавижу его на всю оставшуюся жизнь), так и трудно смотреть и разбирать фильм, словно пытаешься плыть против течения. В обсуждении же картины собеседники (хотя "собазарники" определит их точнее) если не разжевали всё и разложили по полочкам, то хотя бы указали, где искать.
По этой простой причине советую всем посмотреть, а затем и поучаствовать в дискуссии (на сайте Первого, несомненно, вскоре появится запись). Ну а я пока, следуя избранной в упоминаемом ТОК-шоу традиции, намекну, кому стоит смотреть кино, а кому... пойти попить Клинского.
К сожалению (именно к сожалению!) картина собрала слишком большую, на мой взгляд, зрительскую аудиторию. И это редкий случай, когда такой ажиотаж - плохо. Многие идут на фильм и ищут в нём то, чего там нет, да и не предвиделось. Постапокалиптика (пускай даже "спустя сутки после инцидента") нынче популярна как никогда, Чернобыль - горячо обсуждаемая тема независимо от повода (а тут ещё и чёрная дата в календаре), да и всяческие СТАЛКЕРы да Тарковские подливают масла в пламя ядерного пожара. Поэтому, чтобы не оставалось вопросов и претензий, громогласно объявляю: если вы хотите увидеть одну из самых ужасающих трагедий ХХ века "изнутри", если вы хотите узнать, как проходила эвакуация и как героические ликвидаторы бросали свои жизни в обмен на спасение материка, как человечество в третий раз после Хиросимы и Нагасаки лоб в лоб столкнулось невидимым, и потому совершенно неизбежным врагов - радиацией, как два мирных советских городка становились легендарной Зоной Отчуждения, наконец, если вы хотите увидеть всё это - то вам не сюда!

Да, место действия - Припять. Да, за первые пятнадцать минут просмотра перед нами раскинутся два крупных плана станции и вывороченный изнутри, словно вспоротый желудок гигантского зверя, 4й энергоблок.
Но фильм не об этом, и даже не о том. Вообще, с таким же успехом Миндадзе мог поставить на место Чернобыльской катастрофы любую другую масштабную угрозу, но не сделал этого по двум, на мой взгляд, причинам.
Первая: это, конечно, востребованность. О каком-нибудь землетрясении в Сибири людям слушать не особенно интересно, а тут - мифическая ЧАЭС, да ещё и с датой не прогадали.
Вторая: радиация - на сегодняшний день, наверное, один из самых катастрофических и непонятных источников смертей. Наводнение - вот оно, водичка колышется; землетрясение - так вон же оно, холодильник трясётся да дом ходуном ходит, метеорит - посмотри в трубу, вон он летит.
А радиация - её нельзя потрогать, понюхать и увидеть, оттого смерть от неё кажется в разы ужаснее гибели от иных "глобальных песцов". Люди боятся, боятся до дрожи и заикания, но при этом они практически не понимают, чего бояться, откуда.
К сожалению... тьфу ты, к счастью! К счастью, я, как и абсолютное большинство зрителей, никогда не пребывало в такой критической ситуации, когда последнее и самое надёжное средство спастись от дикого, выворачивающего наизнанку страха - просто бежать. По этой причине мотивация героя зачастую была мне совершенно непонятна.
Неужели бывает настолько страшно, чтобы делать такое?
Бывает. Вот только нам не понять и, будем надеяться, никогда не познать такое чувство.

Вот этот самый первобытный, на уровне простейших инстинктов страх, боязнь чего-то очень, очень плохого, фильмом передан превосходно. Главный Герой бегает начиная с титров, и даже когда он, вроде бы, стоит, всё-равно чувствуешь, как сердце колотится и внутренне персонаж каждую секунду порывается куда-то дальше - бежать, бежать. Роскошную аналогию, кстати, с героем заметил один придурковатый товарищ в программе Гордона: мол, как красавец этот носится, да всё-равно так иль иначе натыкается на треклятую станцию, так и страна наша бежит, бежит от чего-то, да всё так же на это самое в конце концов и напарывается. Грустно...
Но правдиво.
Дотошной исторической правды, кстати, в картине искать тоже не стоит. Не в том суть.

Многие утверждают, что это кино о любви.
Вот я, честное слово, как ни старался, так любви нигде рассмотреть и не смог. Привязанность, непонятная тяга на уровне инстинктов к героине - да, но для любви просто не осталось места! Вообще, фильм целиком построен на изучении инстинктов и потаённых черт человеческого характера, Миндадзе не просто перечисляет их, а умело жонглирует, собирая в итоге абсолютно, казалось бы, на первый взгляд неадекватную модель поведения общества. "Вытащить персонажей из привычной среды обитания, ткнуть в какие-нибудь экстраординарные условия и посмотреть, как они там будут вертеться-вариться" - приём давно известный и широко используемый, начиная с Льва Толстого и кончая сериалом Lost.
Говорят, перед смертью перед глазами пробегает вся жизнь.
В "В субботу" герой за сутки пробегает её.

Думаю, кому-то необычный стиль "летающей камеры", напоминающий крайне модный, кстати, тренд сезона "псевдодокументалистики", придётся не по нраву. Но это редчайший случай, когда подобный ход оказался не просто оправданным - гениальным! Герой бежит, и мы бежим вместе с ним, дыхание срывается - и наше тоже. Удачно подметил один зритель: событиями настолько проникаешься, что в какой-то момент кажется, что чувствуешь кожей радиацию - оттуда, из энергоблока.

Да, некоторые сцены скучноваты и затянуты: "общение" с друзьями стоило укоротить минимум вдвое, музыкальный "отрыв" - тоже; и я могу ошибаться, но в финальных кадрах просится простенькая задушевная мелодия. А так создаётся впечатление, как о черновике, но не законченном произведении. Хотя, наверное, я просто не до конца понимаю мысль создателя (Миндадзе, в смысле, а не этого - на небе))

Со сказкой психоанализа Тарковского, кстати, фильм не имеет ничего общего: да, Андрей Арсеньевич тоже изучал в "Сталкере" в первую очередь людей в нестандартной ситуации и месте (да и не только в нём; "человек крупным планом" всегда занимал мысли этого великого творца), но там было философское созерцание человеческого падения, а тут всё - на уровне инстинктов и наложившихся генов.
Итак, кино поднимает много порой неочевидных, а потому ещё более интересных тем. Разобрать его на косточки тяжело и не нужно, поскольку уже то, что "В субботу" застало меня ночью за написанием первой за последние полгода кино-рецензии, говорит, думаю, о большем. И ещё: мой поклон великолепной актрисе, исполнившей заглавную роль, Светлане Минцкевич, кажется. Она великолепна... Как давно я не видел столько выражений лица!

Смотрите хорошее кино... или пейте Клинское.
Мне плевать. Не плевать должно быть вам))


"Дамы и господа, я с удовольствием представляю вам человека, которому на*рать."
Доктор Кокс, [Scrubs]
 
NaffanyaДата: Понедельник, 10.10.2011, 09:05 | Сообщение # 2
Слушатель
Группа: Члены Клуба
Сообщений: 9
Репутация: 2
Статус: Offline
С тяжелым, ох и с тяжелым сердцем я смотрел этот фильм! Фильм одного дня. Я так думаю, что фильм не о любви. Нет. На мой взгляд фильм о беспомощности одного человека, желающего спасти хоть кого-то. Весь фильм я просидел в напряжении, сопереживая с главным героем. Атмосфера фильма поистине давящая. На первый взгляд некачественно сделанная съемка напротив передает напрямую чувства и переживания людей.
Сложно понять главного героя. В его шкуре я бы не хотел оказаться даже на миг. Все - все жизненные устои рушатся: вера в непоколебимость партии, нерушимость ЧАЭС, угроза собственной жизни. А глаза? Какими глазами он смотрел на своих знакомых, друзей, любимую девушку. Ведь только он один знал, что многие из них уже через месяц могут погибнуть от лучевой болезни.
И еще более страшно было видеть реакцию людей, которым он открывал эту страшную тайну. Свадьба друга, его жена беременна. Парень до последнего не верит в случившееся, хорохорится: "Ни какой рентген не опустит русский член!" Но когда сквозь панику, алкогольное марево и кавардак, тварящийся на свадьбе, до него наконец доходит - он смотрит на живот жены, беспомощно обхватывает голову руками.
В конце фильма, когда главный герой с друзьями и любимой девушкой плывут вниз по Припяти, он открывает глаза и видит нависающий над ним каркас разрушенной ЧАЭС. Друзья смеются, они рады, что смогли убежать. Но нависающий над героем 4-ый энергоблок как бы предупреждает о неотвратимости последствий, о том, что никто уже никуда не убежит и не сможет ничего вернуть обратно.


Потеряй надежду всяк сюда зашедший...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: